Установка дополнительного радиатора АКПП: плюсы и минусы
Существует два типа автовладельцев – одни считают, что лишний раз в автомобили лезть не стоит, что производители проработали узлы и агрегаты достаточно хорошо, и они не требуют улучшений. Другие наоборот, предаются тюнингу настолько, что в скором времени их автомобили напоминают исходные модели лишь отчасти. Впрочем, есть и те, которые проводят улучшения точечно, только тогда, когда это является необходимым. Этот материал ориентирован в большей степени на них. Мы расскажем всё об установке дополнительного радиатора АКПП, чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт коробки автомат.
Немного истории
Ещё четверть века назад вопросы: «А нужен ли автоматической коробке собственный радиатор?» – не задавались. Тому свидетельства всякие пожилые Pajero, Cherokee и BMW 5, которые, несмотря на свой солидный возраст, продолжают с завидным упорством колесить по дорогам страны. В их «золотой век» автомобилестроения радиаторы охлаждения АКПП обязательно занимали своё место рядом с радиатором двигателя.
- Информация к размышлению: интересно, а реально ли будет встретить в 2040 году Рено Логан или КИА Рио 2020 года выпуска с родным «автоматом»?
В современных автомобилях охлаждение АКПП обычно является встроенным в радиатор охлаждения двигателя*. В него просто закрепляют специальную трубку, которая через теплообменники охлаждает и ATF жидкость. Это решение значительно упрощает конструкцию, но как оно влияет на срок службы коробки?
*На некоторых современных автомобилях продолжают устанавливать отдельный радиатор на АКПП. Например, TOYOTA CAMRY с двигателями серии MZ, серии Mitsubishi Pajero Sport, Mercedes Sprinter и т.д. Ресурс коробок АКПП у них значительно превышает средние показатели.
А зачем вообще на АКПП охлаждение?
Сейчас с силой потрите ладошки друг об друга так, как будто задумали гениальную шалость. Чувствуете, как они нагрелись? А в работающей АКПП силы трения возникают в тысячи раз больше! Если дать им волю, то температуры внутри механизма возрастут настолько, что он уничтожит сам себя (150˚С). В то же время, рабочий диапазон для большинства автоматических коробок находится в промежутке 60-90˚С. Поэтому без системы охлаждения в этом узле никак.
Но почему же мы считаем, что охлаждение через радиатор двигателя не совсем подходит?
Всё просто – рабочая температура двигателя внутреннего сгорания гораздо выше, чем рабочая температура АКПП, а значит, делать для них одну систему охлаждения – это решение в большей степени обусловленное экономией, чем инженерными расчётами.
Насколько критично для АКПП отсутствие «личного» радиатора? Давайте поясним также на примере. Рабочая температура ДВС – это 100-110˚С, рабочая температура АКПП, как уже говорили - 60-90˚С. Разница приблизительно в 20-30˚С. А значит, коробка вынуждена функционировать с постоянным риском перегрева. Представьте, что сейчас на двадцать градусов поднимется температура в Вашей квартире. Жить ещё будет можно, но на беговую дорожку или велотренажёр сил уже точно не хватит! Поэтому, как только АКПП начинает работать под нагрузкой, с ней начинаются проблемы.
Пример, конечно, притянут за уши, но определённое представление он даёт и объясняет, почему современные автоматы сильно уступают в ресурсе своим «отцам и дедам».
Как выходить из ситуации?
Выходом может стать дополнительный радиатор АКПП. Он без проблем подключается к контуру между «штатным» радиатором и коробкой, а монтируется перед основным радиатором.
Вот что даёт «личный» радиатор коробки:
- убирает перегрев;
- повышает ресурс коробки и её основных деталей;
- увеличивает интервал между заменой ATF жидкости.
При этом такая установка дополнительного масляного радиатора АКПП не требует серьезных вмешательств в конструкцию – он закрепляется на основной радиатор термоустойчивыми стяжками, а в шланги штатной системы охлаждения коробки вставляются тройники. После этого радиатор АКПП остаётся соединить с тройниками и вуаля – всё готово!
Казалось бы, как здорово, замечательно и местами прелестно… но, как и в любом вмешательстве в заводскую конструкцию, тут есть подводные камни.
Минусы дополнительного радиатора АКПП
Когда автомобиль в летнюю жару движется в рваном режиме по городской пробке, или когда потихоньку пылит по извилистой грунтовке к ближайшему пляжу, или когда стартует от светофора так, как будто за ним черти гонятся, то дополнительный радиатор охлаждения является спасителем АКПП от неминуемой гибели.
Но представьте себе запуск автомобиля зимой, когда даже столбик у термометра сморщился. Коробке надо быстро выйти на температуру хотя-бы в 60˚С, а у нее стандартная система работает как холодильник, да ещё дополнительный радиатор морозит. ATF-жидкость начинает двигаться не разогревшись, и, будучи густой как сметана, напрочь выдавливает сальники коробки! А их замена требует демонтажа коробки. Получается, выигрываем в одном, проигрываем в другом?
Нет! Проблема решается, если в дополнительное охлаждение АКПП установить термостат, который открывается, когда температура начинает превышать 80-90 градусов, а в остальных случаях остаётся закрытым. Тогда получится, что установленный радиатор коробки будет работать только в тех случаях, когда температура начнёт превышать рабочую, а до того система охлаждения будет работать в штатном режиме. Зимой коробка будет быстро нагреваться, а летом быстро охлаждаться, постоянно находясь в комфортном для себя температурном коридоре. Согласитесь – это простое и элегантное решение для устранения проблемы перегрева АКПП.
Кому доп. радиатор нужен обязательно?
Радиатор АКПП с термостатом как воздух необходим тем, кто постоянно эксплуатирует свой автомобиль в условиях плотного городского трафика, кто периодически эксплуатирует свой автомобиль на бездорожье, кто предпочитает активный стиль вождения. Если Вы заметили рывки и толчки при переключениях, если автомат периодически буксует и затягивает переключение передачи, но этих проблем нет, когда автомобиль работает «на холодную» – это симптомы перегрева коробки, и надо подумать об установке радиатора. Кроме того, существуют модели авто, где проблема перегрева изначально АКПП стоит особенно остро.
Chevrolet Cruze и Captiva
Мы взяли эти авто для примера, потому что их владельцы нередко жалуются на проблемы с автоматической трансмиссией. Наши мастера считают так – хотите ездить по трассе на этих моделях со скоростью 100км/час, сразу ставьте доп. охлаждение. Если его нет, то меняйте масло в коробке каждые 30 тыс. км. и катайтесь в крайнем правом ряду как бабушка, а если заметили что пропадает шестая передача, то знайте – эти меры Вам не помогли.
Те, кто ставил дополнительный радиатор для АКПП, отмечали, что автомобиль сразу начинает вести себя по-другому, и считают такую установку жизненно необходимой для этих моделей.
Реальный отзыв владельца Chevrolet Cruze:
«на СТО поставили мне радиатор, и я бегом на трассу. Скорость 130 км/ч постоянная в течение часа, без остановок. На 120 км/ч температура не превысила 93 градуса, при кик-дауне с 80 до 160км/ч температура выросла до 100 градусов, после чего начала медленно снижаться до привычных теперь 93-95 градусов. Итог, снизили среднюю температуру в АКПП примерно на 20-25 градусов. Я считаю, что результат достойный!»
Где можно установить дополнительный радиатор на АКПП?
Провести работы по установке системы охлаждения АКПП можно и у себя в гараже, обладая необходимыми навыками и инструментами. Но знайте – как только Вы обрежете штатные шланги для монтажа дополнительного радиатора – назад дороги нет. Пока всё не будет сделано правильно, автомобиль не поедет. Поэтому, чтобы избежать ненужного риска и потерь времени, обратитесь к профессионалам.
На СТО «Platinum service» могут быстро вмонтировать радиатор охлаждения АКПП и дополнительный термостат в штатную систему охлаждения коробки. Чтобы определить, нуждается или нет Ваш автомобиль в проведении подобной работы, мы используем специальные наклейки-датчики нагрева коробки и после этого подбираем размеры дополнительного радиатора. Установка дополнительного радиатора АКПП в Днепре не будет являться большой проблемой, если Вы обратитесь к нам, а эта процедура считается главным способом продлить жизнь автоматической коробки переключения передач. Приезжайте, Вас ждут по адресу г. Днепр, ул. Лазаряна 3.