Нужно ли прогревать двигатель? Деды наши прогревали, отцы прогревали... и мы будем ! Почему?
Нужно ли прогревать двигатель? Зачем это нужно и когда это нужно? Что будет, если решить что не нужно? Как правильно прогревать двигатель зимой? А какая ситуация с дизелем? Вот такой набор вопросов накопился к зиме, и на все нам придётся ответить. Отвечать постараемся как всегда – быстро, чётко, безошибочно. Так, как переключаются передачи в секвентальной коробке.
Нужно прогревать двигатель или нет?
Нужно ли прогревать машину? Деды наши прогревали двигатели, отцы прогревали двигатели, и мы будем прогревать! Потому что… А правда, почему?
Далее материал пишется при участии (и даже иногда диктовке) диагноста двигателей внутреннего сгорания СТО «Platinum service», опыт которого позволяет более чем обоснованно рассуждать на эту тему. Отметим, что наша станция технического обслуживания занимается не только ремонтом и диагностикой двигателей, но предлагает полный спектр работ по техническому обслуживанию автомобилей. Приезжайте, мы расположены в центре г. Днепр и предоставляем 100% гарантии качества обслуживания.
Что значит «прогретый мотор»?
Прогретый мотор - это тот, который вышел на постоянный уровень температуры на определённой нагрузке. Детали мотора и рабочие жидкости при этом имеют фиксированную температуру. Сначала нагревается охлаждающая жидкость, затем верхняя часть двигателя, а затем и масло в поддоне. Сколько нужно прогревать машину? Тут многое будет зависеть от внешних условий, самого двигателя и применяемого масла. Водителю следует ориентироваться по изменению положения стрелки на указателе температуры и по показателям мгновенного расхода топлива – как только он перестал уменьшаться, машину можно считать прогретой.
Греть или не греть?
Если читать руководства по эксплуатации большинства современных автомобилей, то там про прогрев ничего не сказано – сел в холодный автомобиль, завел мотор и сразу в путь! Так что же, владельцам новых авто не стоит задумываться, нужно ли прогревать двигатель в мороз? На самом деле ещё как стоит! Конструкция двигателя не сильно изменилась со времён его создания, и нагрузки на некоторые его части, не только не уменьшились, но даже подросли.
Так Вы правда думаете, что низкофорсированный мотор с громадными допусками у автомобиля середины прошлого века надо было тщательно прогреть, а современный, с микро-допусками, на высокооктановом бензине не надо? Это ещё хуже, чем айфоном гвозди забивать!
Так зачем надо греть двигатель? Дело в том, что на холоде моторное масло густеет, и перестаёт выполнять свою функцию. Можете себе представить, что значит для двигателя езда без масла? Если резко «дать газу» в мороз на непрогретом моторе, можно получить тот же набор проблем – клапана «зависнут» и повстречаются с поршнем, или провернутся вкладыши коленчатого вала. Конечно, это и мороз должен быть сильным (минеральные масла престают течь при минус 20-25°С, синтетические — при минус 45…55 °С) и нажать на газ надо резко и от души, но такая ситуация вполне реальна. Нужно ли прогревать бензиновый двигатель зимой? Нужно! Почему же производители ничего не говорят о «классическом» прогреве мотора? Тут есть три причины:
- экологические нормы;
- работа нейтрализатора;
- требования рынка.
Давайте рассмотрим каждую из этих причин отдельно.
Итак, экологические нормы. Когда автомобиль заводится в мороз, то холодный мотор не успевает полностью сжигать бензин, а система нейтрализации топлива с катализатором еще не вышла на рабочие температуры, и не может нейтрализовать выхлопные газы. В результате непрогретый автомобиль создаёт вокруг себя ядовитое облако. Вы можете сказать, что если автомобиль поедет непрогретым, то он выдаст не меньшее количество вредного выхлопа. Можно сказать и так, только этот вред не будет сконцентрирован в одном месте, а будет «размазан» по большему пространству.
Нейтрализатор. На самом деле, и количество вредного выхлопа у автомобиля, который едет, будет меньше чем у того, который стоит. Почему? Потому что у авто на скорости будут выше обороты, а значит, он быстрее выйдет на рабочую температуру, а значит, быстрее заработает в штатном режиме нейтрализатор. Но позвольте, как же вредное влияние высоких оборотов на двигатель? А тут как раз включается третья причина.
Требования рынка. Современные технологии позволяют автопроизводителям создать автомобиль, который будет работать очень долго. Но разве это им надо? Им куда важнее продать автомобили, а значит, нельзя допустить, чтобы рынок был ими насыщен. Поэтому современные автомобили делаются с таким расчетом, чтобы отработать определённый срок службы, но не более того. Повышенным износом двигателя при запуске «на холодную» в этом случае производители пренебрегают.
Вот почему производители перестали давать рекомендации по прогреву мотора. А как же надо действовать, если хочется продлить жизнь авто на больший срок? Очень просто – прогревать мотор при холодном запуске.
Инструкции по прогреву
Как правильно прогревать машину - наука не сложная, давайте дадим инструкции в виде списка. Вот что надо делать, если автомобиль похож на глыбу льда:
- сначала в транспортное средство надо проникнуть, а в сильный мороз это бывает сделать не просто – в крайнем случае, придётся воспользоваться размораживателями замков и стёкол (но не поливайте дверь кипятком из чайника);
- как только Вы проникли в свой авто, проверьте, что переключатель дворников находится в выключенном положении (а то включите зажигание, и им оторвёт примёрзшие к стеклу резинки);
- далее всё так, как-будто сдаёте на права – выжимаете сцепление (или тормоз, если на АКПП) и запускаете двигатель;
- все подогревы переводите в положение «вкл» и покидаете автомобиль с щёткой для снега, чтобы почистить ему крышу, смахнуть снег с капота, почистить зеркала (включенные обогреватели и подогревы в это время не только борются с холодом, но дают микронагрузку на мотор – он прогреется немного быстрее);
- если Вы очень любите свой автомобиль, то можете, пока он стоит, повращать рулём туда-сюда (разогнать жидкость в гидроусилителе), на автоматической коробке можно еще подвигать селектор из «D» в «R» и обратно;
- если температура двигателя уверенно движется вверх, а в салоне можно сидеть, не покрываясь инеем, то можно потихонечку выруливать со стоянки – и экология цела, и мотор не надорвали.
Далее давайте ответим на ряд конкретных вопросов, которые могут Вас беспокоить.
Вопрос-ответ
Некоторые вопросы могут показаться странными, но их действительно неоднократно задавали работникам нашего СТО. Нужно ли прогревать машину летом? Нужно! Чтобы масляная плёнка успела покрыть все элементы, потребуется около одной минуты работы двигателя на холостом ходу. Дальше давайте уточним возможные вопросы, касающиеся автомобилей с дизельными двигателями. Их на наших дорогах становится всё больше.
Нужно ли прогревать дизель? Да. Всё что касается бензинового мотора, справедливо и для дизельного. Следует учитывать, что его рабочие температуры гораздо ниже, но и само дизельное топливо не любит холода – оно даже может замерзать в топливной системе.
Сколько прогревать дизель? Современному мотору понадобится от пяти до восьми минут, чтобы выйти на рабочие температуры (конечно, если за бортом не -50°С), только не делайте этого прямо под окном у соседей.
Нужно ли прогревать дизельный двигатель с турбиной и как это делать? Вся процедура проводится точно таким же образом, как на бензиновом, но не забудьте – турбовым двигателям необходимо не только правильно запускаться, но и правильно остывать. Поэтому не глушитесь сразу после остановки, особенно если до этого поддавали газу. Дайте мотору поработать минут 5-7 (или поставьте турбо-таймер).
Кажется, все вопросы мы по-быстрому рассмотрели. Берегите себя и свои авто, а если с ними что-то не так, то приезжайте к нам. Мы ждём Вас по адресу г. Днепр, ул. Лазаряна, 3.