Наш адрес:
Днепр, ул. Лазаряна, 3
ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
с 9:00 до 18:00

Диагностика тормозной системы легкового авто

Нет более важного для безопасной эксплуатации автомобиля узла, чем тормозная система. Поэтому именно диагностика тормозной системы является обязательной сервисной операцией, проводимой в рамках планового технического обслуживания транспортного средства. Несмотря на исключительную важность, данная процедура не отличается особой сложностью и может быть проведена практически в любом автосервисе. Что нужно знать о проверке тормозной системы?

Как и любой процесс, мониторинг тормозной системы авто включает в себя несколько основных этапов:

  • проверка целостности и герметичности тормозных контуров;
  • проверка уровня и состояние тормозной жидкости;
  • тест на работоспособность вакуумного усилителя тормозов;
  • диагностика исправности стояночного (ручного) тормоза;
  • определение степени износа фрикционных накладок тормозных колодок.

Tormoznaya-sistema

Герметичность и целостность контуров тормозной системы

Данная диагностическая операция является предварительным этапом, в процессе которого проводится визуальный осмотр основных узлов тормозной системы. Выявляются видимые повреждения и следы протекания тормозной жидкости. Узлами и деталями, на которые нужно обращать особое внимание, являются:

  • главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • магистральный тормозной трубопровод и резиновые шланги, соединяющие систему с тормозными цилиндрами колес;
  • тормозные механизмы передних и задних колес.

Уровень тормозной жидкости

Диагностика тормозной системы авто начинается с проверки уровня тормозной жидкости. Данную несложную процедуру целесообразно проводить не реже одного раза в месяц. Это позволяет своевременно выявить утечку тормозной жидкости вследствие разгерметизации системы. Проверка уровня тормозной жидкости выполняется визуально по отметкам на пластиковом бачке, расположенном на главном тормозном цилиндре. Оптимальным значением является уровень между отметками «min» и «max». При необходимости жидкость доливается.

Стоит учитывать и то обстоятельство, что снижение уровня тормозной жидкости может быть вызвано не только ее утечкой из гидравлической системы, но и вследствие чрезмерного износа фрикционного материала тормозных колодок.

Вакуумный усилитель тормозов

Основной и единственной функцией вакуумного усилителя тормозов является уменьшение силы, которую нужно прикладывать водителю при нажатии на педаль тормоза для эффективного торможения. Это необходимо для того, чтобы минимальное воздействие на педаль тормоза приводило к максимально эффективному торможению автомобиля.

Проверка работоспособности вакуумного усилителя проводится при заглушенном двигателе. Суть теста данного устройства заключается в следующем: производится несколько нажатий на педаль тормоза, которая при последнем нажиме фиксируется в среднем положении. Если после данных манипуляций запустить двигатель, то педаль должна максимально уйти вниз. Отсутствие такого эффекта свидетельствует о неисправности вакуумного усилителя тормозов.

Езда с неисправным усилителем тормозов требует от водителя больших усилий для торможения, к тому же замедленная реакция системы на нажатие педали тормоза может стать причиной возникновения аварийной ситуации.

Стояночный тормоз

Может показаться, что работоспособность стояночного тормоза или «ручника» не является такой значимой, как исправная работа основного тормозного механизма. Но это не так. Стояночный тормоз или «ручник» является неотъемлемым элементом конструкции тормозной системы, функция которого фиксировать автомобиль на наклонной поверхности и препятствовать его неконтролируемому скатыванию.

В экстренных случаях, при отказе основной тормозной системы, применение «ручного» тормоза помогает если не полностью остановить, то, по крайней мере, существенно замедлить движение автомобиля.

Для проверки функциональной пригодности стояночного (ручного) тормоза нужно установить авто на наклонной поверхности (уклон 20–25 градусов) и затянуть рычаг «ручника» примерно на 3-5 щелчков. Автомобиль должен быть четко зафиксирован. Если стояночный тормоз не может зафиксировать авто на месте, то необходимо оперативно устранить данную неисправность.

Тормозные колодки

Завершается диагностика и тестирование функциональной пригодности тормозной системы автомобиля проверкой толщины фрикционного материала (накладок) на тормозных колодках. Работа тормозных колодок проходит в экстремальных условиях. Постоянное трение колодок о металл тормозных дисков или барабанов приводит к интенсивному износу фрикционного материала, что в конечном итоге приводит к существенному снижению эффективности торможения.

Колодки относятся к наиболее часто меняемым деталям не только в конструкции тормозной системы, но и всего авто в целом. Минимальная толщина тормозных колодок, по достижении которой рекомендуется выполнить их замену, задекларирована автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к конкретному авто. Как правило, толщина фрикционного материала на колодке не должна быть меньше 2-3 мм.

Несмотря на то, что замена тормозных колодок может быть выполнена без посещения автосервиса, тем не менее, проведение данной операции лучше всего доверить профессионалам.