Основные признаки неисправности коробки передач
Коробка передач является одним из основных узлов автомобиля. Вся та мощность, которую выдаёт двигатель, проходит через этот механизм. Поэтому не надо объяснять, насколько важна её корректная работа. Но как определить, что КПП функционирует не совсем так, как нужно? Как вычислить её болезнь на раннем этапе, чтобы расходы на ремонт были как можно меньшими? Какие неисправности коробки передач можно выявить, не обладая специальным оборудованием и знаниями? Давайте об этом расскажем!
Что может случиться с коробкой передач?
У ручной трансмиссии, классического автомата, вариатора и робота, неисправности коробки передач и способы их устранения будут свои. И проявляются они по-своему. Как говорится в старой пословице – где тонко, там и рвётся. Давайте посмотрим, где, и насколько «тонко» в каждом типе коробок переключения передач.
МКПП
Механическую коробку передач можно назвать «мамочкой» всех коробок. При прочих равных условиях – это самый надёжный агрегат. Одна из наиболее распространённых болезней у неё – износ синхронизатора, который в дальнейшем ведёт к «слизыванию» зубчиков шестерни и муфты. Такая неисправность коробки передач проявляется в том, что при переключении становится трудно «воткнуть» необходимую скорость. Рычаг как будто упирается в невидимую стену.
Также часто появляется такая проблема как скол зубьев на шестернях. Это может случиться при резком старте, или неправильном включении скорости. Ещё на механике гибнут пружины сухарей синхронизаторов (это обычно касается шестиступенчатых коробок). Как только пружина лопается, активации синхронизатора не происходит, и коробка перестаёт работать!
Как проявляются грядущие поломки в ручной коробке:
- грубое и затрудненное переключение передач (это и основные признаки нехватки масла в мкпп);
- посторонние звуки при переключениях – звон в коробке передач при старте, и шум в коробке передач на скорости;
- дерганье и неравномерная передача крутящего момента.
При появлении подобных симптомов лучше сразу обращаться в автосервис. С болезнями у машин всё точно так же, как и у людей – чем дольше затягиваешь поход к врачу, тем больше проблем это несёт. Если пинается коробка механика, то ей совершенно точно необходим ремонт.
АКПП
Классический автомат считается надёжным вариантом трансмиссии. Знай, меняй вовремя жидкость ATF, - и горя не знай. Но старты в мороз, агрессивная езда, пробуксовки и перегревы – всё это может погубить самую надёжную автоматическую коробку.
Перегрев АКПП
Самые частые у автомата коробки передач неисправности - это:
- поломка электронного блока управления;
- выход из строя датчиков системы управления;
- поломка исполнительных элементов.
Все это может наступить как вследствие эксплуатационного износа, так и из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Основными признаками надвигающейся беды с коробкой будет служить соответствующий значок поломки на экране бортового компьютера, плюс различные посторонние звуки (ощущение, будто рычит коробка передач, а не двигатель), а также рывки при движении. Особенно аккуратным следует быть тем, кто покупает на вторичном рынке автомобиль с автоматом. Дело в том, что в случае серьёзных неполадок в этом узле, ремонт может привести к солидным затратам. Поэтому, когда автовладелец приезжает на диагностику, и ему говорят, что «коробка на подходе», то он с большой вероятностью поменяет масло и выставит авто на продажу.
Давайте мы кратко расскажем алгоритм действий про проверку автомата. Как узнать, что с автоматом могут быть проблемы:
- заводим авто, зажимаем педаль тормоза, проводим несколько раз селектором коробки по всем положениям – сильных пинков, толчков и ударов чувствоваться не должно;
- дальше на автомобиле необходимо спокойно проехаться по прямой, чтобы коробка разогрелась, при этом также необходимо в движении контролировать отсутствие рывков (если продавец говорит, что автомобиль спортивный, и такие рывки норма – не верьте ему!);
- дальше попробуйте разогнать и остановить автомобиль динамично – газ в пол до достижения красной зоны – рывков, ударов и постороннего скрежета быть не должно;
- загляните автомобилю под капот, если двигатель стоит поперечно, то коробка с правой стороны, если продольно, то сзади за двигателем – если на коробке есть щуп, то проверьте уровень масла, запах и его цвет (ATF не должна быть чёрной и пахнуть гарью).
Будьте особенно осторожны в том случае, если приобретаете внедорожник с автоматом, а на нём стоит чисто внедорожная резина, злая и большая. Также стоит быть бдительным, если приобретаете легковой автомобиль с небольшим мотором (1.2-1.8 литра) а на нём установлен потёртый фаркоп. В обоих случаях могут быть неприятности, и любые признаки неисправности коробки передач должны стать стоп-сигналом для покупки.
Вариатор
Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия. Первые модели вариаторов имели проблемы с ремнём и по сравнению с автоматами были гораздо менее надёжными. Сейчас граница между этими типами коробок не столь сильно выражена. Вариаторная трансмиссия изначально спроектирована для максимально комфортного движения, а не для стритрейсерских подвигов. Автомобили с вариаторами производят Audi, Toyota, Citroen, Honda, Fiat, и другие концерны.
Какие поломки могут быть у вариатора?
- Поломка редукционного клапана масляного насоса. Первый симптом – нарушение плавности хода автомобиля. Во время движения появляются подёргивания и рывки.
- Поломка шагового мотора (так называемый стэп-мотор). Именно он отвечает за сближение и расход пары конусов (обычно ведущих). Основным симптомом этой проблемы является «застывание» вариатора на одной скорости. Самая основная причина выхода его из строя – перегрев трансмиссии.
- Выход из строя ремня (цепного привода). Основной симптом – это пробуксовки оборотов, то есть у Вас не будет чёткой связи между оборотами и скоростью автомобиля. Например, выжимаете педаль газа, обороты прыгают вверх, а автомобиль совершенно не ускоряется. Ресурс ремня будет зависеть от эксплуатации – вариаторы не любят буксовать (в нормальных условиях ресурс ремня составляет около 200 тысяч километров).
Выработка конусов вариатора
Роботизированная коробка (РКПП)
Роботизированная коробка передач технологически очень приближена к ручной. Но за переключения тут отвечает «искусственный интеллект». Все поломки робота можно поделить на две категории – это поломки механизмов и поломки электроники. Среди механических неполадок наиболее распространённые – это износ вилки выбора передачи и поломка приводов переключения. Среди капризов электроники – выгорание контактных групп. Все признаки надвигающихся бед будут схожи с механической КПП – посторонние звуки, подёргивания в движении, несоответствие скорости оборотам.
Основные причины возникновения неисправностей
Самые главные причины всех поломок – это естественный износ (вечных механизмов и материалов, к сожалению, ещё не придумали) и неправильная эксплуатация. Оособенно часто – несоблюдение интервала замены трансмиссионной жидкости в коробке. Признаки отсутствия масла в кпп = полный набор неполадок. Это касается как ручной коробки и робота, так и АКПП и вариатора. Если менять масло, не буксовать, не таскать тяжелые прицепы, не гонять «на холодную», то любая трансмиссия прослужит вам очень долго. И до первых симптомов поломки будет очень далеко. Но что делать, если они проявились?
Износ фрикционов
Что делать, если признаки неисправности КПП обнаружились?
Любая неисправность с коробкой решается, особенно если выявлена на ранней стадии, и работа СТО «Platinum service» тому доказательство. Наши специалисты помогут при поломке любой сложности в любом типе коробки передач, а если автомобиль не способен к движению, то мы пришлем эвакуатор, который доставит машину на СТО, для точной диагностики и ремонта.
Наша задача – провести ремонт быстро, качественно и недорого. Чтобы клиент был более чем доволен, а его автомобиль более чем исправен. Поэтому если Вы обнаружили признаки поломки коробки передач, то обращайтесь к нам. Специалисты Platinum service могут вернуть к начальному состоянию любой тип КПП на любой модели авто.